Главное меню

Главная

Гражданский Форум

Публикации

Год Украины

Персоналии

Семинары

Rethinking Modernity

• Реформа образования

Поиск

О сайте

Регистрация

Авторам

  Поиск по сайту

_

  Наши друзья

Учебный центр ИГПИ

Интернет магазин чая RESIST.RU - сайт антиглобалистов информационное агентство

 

  Счётчики

 

 

 

 

 

Отчет о 1-ом заседании рабочей группы Общественного совета украино-российского сотрудничества (ОСУРС) по трудовой миграции.


    Одна из задач Общественного совета украино-российского сотрудничества - оказание действенной помощи в решении практических, социально и общественно значимых проблем российско-украинских отношений. Проблема трудовой миграцией - одна из наиболее острых.
    Инициированный ОСУРС проект по выявлению и решению проблем по трудовой миграции осуществляется в рамках объявленного Президентом Путиным года Украины в России. Все проекты, предлагаемые Советом, согласованы и поддержаны Администрацией Президента.
    Задача проекта - разработать практические рекомендации для законодательной и исполнительной власти России и Украины по решению проблем трудовой миграции.
    Научный руководитель проекта - профессор Зайончковская Ж.А.
    В первом заседании приняли участие эксперты, представители ведомств, занимающихся трудовой миграцией. Заседание "круглого стола" вел член ОСУРС, директор Института проблем инвестирования Сабуров Е. Ф.
    Основной докладчик по проблемам трудовой миграции - Зайончковская Ж.А. Ею был представлен доклад "Трудовая миграция из Украины в Россию: масштабы, риски и возможности регулирования". Участникам "круглого стола" были также розданы тезисы и задачи для ОСУРС.
    По мнению проф. Зайончковской, нет принципиальных разногласий по поводу того, нужно ли упорядочивать трудовую миграцию. Могут быть различные мнения по этому поводу. Возникает два вопроса: как это сделать; в сопряжении с какими другими социальными проблемами следует решать эту проблему.
    При нынешнем состоянии рынка труда, когда значительная часть этого рынка "в тени", рановато "дергать за веревочку" миграцию, т.к. это приведет к дополнительным взяткам, росту цен на труд мигрантов, на товары, которыми они торгуют.
    В Москве регистрируются по месту жительства около 60% трудовых мигрантов. Выдача лицензии предусматривает регистрацию по месту жительства. Примерно в 15 субъектах федерации нет препятствий. Они дают уведомительную регистрацию. А в остальных есть препятствия не только со стороны милиции, но и со стороны граждан. Не секрет, что легко найти съемное жилье, но почти невозможно дать регистрацию наемному работнику. Таким образом, не только рынок труда "в тени", но и нет жилищного законодательства, в этой связи адекватного рыночным условиям. Может получиться, что регулирование трудовой миграции приведет к резкому уменьшению их числа в России, т.е. труднее будет функционировать рынку труда.
    Опросы показали, что отношение населения к трудовой миграции лояльно. Правда наши люди не хотят, чтобы эта категория людей стала гражданами страны, покупали жилье, но с временным пребыванием согласны. Более лояльны в этом вопросе москвичи.
    Трудовая миграция - явление симметричное. По оценкам Института народонаселения примерно 3 млн. эмигрантов из СНГ приезжают в Россию, около 5 млн. трудовых мигрантов - россияне, около 3 млн. из них - внутрироссийские, а около 1.5 - 2 млн. ездят за пределы бывшего СССР. Так что россиян, в свою очередь, тоже будут контролировать страны-партнеры. Исследования показывают, что мы озабочены трансфертами в другую страну. Россияне сами очень хорошо зарабатывают на трудовой миграции. Если в 1992 - 1993 гг. это был способ выживания, то сейчас это способ процветания для трудовых мигрантов. 2/3 из них сейчас находятся в среднем классе по уровню жизни. Таким образом, мы избежали каких-либо значительных эксцессов внутри страны. Это сглаживает ситуацию внутри СНГ. В Украине это тот слой населения, который противостоит всем попыткам установления жесткого контроля на границе. Трудовые мигранты ломали все барьеры (путем взяток и проч.)
    Анализ ситуации показывает, что урегулирование проблем трудовой миграции необходимо, но начинать этот процесс необходимо с урегулирования всего комплекса вопросов рынка труда. Остается возлагать надежды на новый пенсионный кодекс и другие законы.
    В ходе обсуждения участники совещания изложили ряд существенных соображений и сформулировали вопросы, на которые, по их мнению должна обратить внимание рабочая группа проекта.
    В частности, отмечалась очень сильная дифференциация по регионам России. В связи с этим докладчику были заданы вопросы:
    1. Будет ли учитываться это в законодательных документах или будет усредняться в целом по стране? Будут ли предусматриваться разные нормы для разных регионов России?
    2. В условиях высокой дифференциации будут ли нормативные или экономические механизмы ограничивать перенаселенность тех или иных регионов? Как этот момент будет отражаться в законодательной базе? Возможно, местные органы сами будут регулировать этот процесс?
    3. Что касается Украины. Учитывая все, сближающие наши страны, моменты (языки, культура, территориальная близость и проч.) должна ли быть выделена она в этом вопросе или должна идти наряду со всеми странами СНГ? Должны ли мы сделать какую-то преференцию для Украины?
    По мнению проф. Зайончковской, тезис о том, что Москва перенаселена, не соответствует действительности. Так говорят всегда, хотя Москва всегда опережала все генеральные планы еще на момент их принятия. В Москве огромный рынок труда, соответственно, больше трудовая миграция. Проблема в том, что далеко не все платят налоги. Проблема в работодателях, которые могут быть "в тени", скрывать рабочую силу, следовательно, не платить налоги. Хуже другое, лицензия не улучшает положение мигрантов, не ограждает от произвола милиции. По примеру "таксистов" у станций метро (все без лицензий, но под "крышей"), можно сказать, что мы пока не научимся брать налоги со своих, мы не сможем этого делать и с мигрантами. Это должно быть на равных. Очень много жалоб, что в Москве невозможно получить лицензию.
    По поводу преференции для Украины: там демографическая ситуация хуже, чем в России и уже давно. Украина больше потеряла в эмиграцию за рубеж, она больше по трудовой миграции ориентирована на страны Средиземноморья. Когда эти страны стали очень сильно откачивать рабочую силу с Украины, произошла переориентация трудовой миграции с России на страны Средиземноморья. Как только Украина будет давать более - менее устойчивые темпы развития, россияне сами поедут в Украину по многим причинам, что вообще-то страшно для России. Этот поток в Украину вернется.
    Продолжая дискуссия о региональных различиях, участники отметили, что в последнее время на Дальнем Востоке ограничился поток нелегальных мигрантов с Украины. Сказывается близость Китая и Вьетнама.
    Были приведены следующие данные: в 2000 году привлечение иностранной рабочей силы по секторам промышленности составило: 16% - сельское хозяйство, 18% - промышленность, 38% - строительство, 1.3% - торговля, 1.7% - коммерческая деятельность и проч. Число иностранной рабочей силы по годам привлекалось: 1994 г. - 55 тыс., 1995 г. - 94 тыс., 1996 г. - 98 тыс. - это был пик, затем идет снижение до 62 тыс. Сейчас показатели пошли опять вверх и, мы думаем, к концу нынешнего года составит 100 тыс. человек. Для украинской рабочей силы к иностранной (т.е. всего СНГ), к примеру, составила: в 1997 г. - 77%, 2000 г. - 60%. Привлечение рабочей силы из Украины по городам (регионам): 12 тыс. - Москва, 10.8 тыс. - ХМАО, 6 тыс. - Ямало-Ненецкий АО, 4 тыс. - Белгород, 3.6 тыс. - Московская обл., 1.9 тыс. - Ленинградская обл. Это данные о легальной миграции. Высказывалось несогласие с мнением о нелегальной миграции в размере 4 - 5 млн. человек.
    Сегодня в Государственной Думе на первом чтении находится закон "О правовом положении иностранных граждан", 1/3 из которого посвящена иностранной рабочей силе. Предполагается отнести к иностранной рабочей силе и тех, кто занимается предпринимательской деятельностью БОЮЛ.
    Одна из задач интеграции стран СНГ - формирование единого рынка труда стран-участниц СНГ, которое выражается в документах Консультативного Совета исполкома СНГ. Это поэтапный процесс. Первый шаг - создание условий для того, чтобы государства вырабатывали равные обращения к трудящимся-эмигрантам.
    На сегодняшний день прошло согласование на Консультативном Совете по труду и миграции населения и на комиссии по экономическим вопросам Экономического Совета СНГ документ, который называется "Конвенция трудящихся мигрантов". В марте документ должен еще раз слушаться на Экономическом Совете СНГ с тем, чтобы представить его главам правительств СНГ. Подписание конвенции главами государств создаст инструмент и базу для унификации национальных законодательств. Необходимо также создать общий банк вакансий.
    Шла речь и о защите прав трудящихся-мигрантов. Существует многостороннее соглашение 1994 года, по которому засчитывается стаж, приобретаемый на территории другого государства. По этому соглашению решаются многие вопросы: регистрации, выдачи справок; банкротства и ликвидации предприятий; выплаты льгот и компенсаций как российским гражданам; оплаты больничных листов за счет работодателя. Отмечалось, что в России достаточно сложный механизм получения разрешений (особенно в Москве). В дополнение к этому еще и система штрафов заставляет людей лавировать. Есть также проблемы приграничной трудовой миграции.
    30 декабря Президент подписал новый кодекс об административных правонарушениях, где появились статьи об административной ответственности в отношении работодателя, самого работника, юридического лица.
    Участники в большинстве подчеркивали, что регулирование необходимо. По имеющимся опросам 85% из нелегальных рабочих хотели бы работать легально, хотя многие не идут регистрироваться по ряду причин, в том числе и потому, что опасаются вступать во взаимоотношения с правоохранительными органами. Существует и достаточно распространена нещадная эксплуатация при минимальной оплате труда. При этом цены на услуги стабильно высокие, хотя работают "дикие" бригады.
    Был подчеркнут также и такой важный аспект проблемы, как геополитический, важнейший в общем контексте российско-украинских отношений. И так как в реальности единый рынок труда уже существует, то его необходимо либерализовать, освободить от всех оков, которые существуют для других стран СНГ. Необходимо максимально легализовать трудовые отношения (уравнять с гражданами России), т.к. большинство нелегалов хотят быть легалами. Либерализация и легализация приведет к появлению конкуренции, что положительно скажется на "вялой" российской рабочей силы. Конечно для всего этого необходимо решить проблемы регистрации и прочие.